![]() |
![]() |
![]() |
Статья «АРХИТЕКТУРА» Мы привыкаем к вещам (предметам) и замечаем, что начинаем любить их, так как, взаимодействуя с ними, непостижимым образом открываем в себе качества, о которых даже не подозревали. Особое место в нашем сознании занимает архитектура. Ловим себя на мысли, что нам хочется быть рядом или зайти вовнутрь архитектурного объекта. Созерцание пропорций, гармонического сочетания деталей, подчеркивающих значительность целостного архитектурного образа, завораживает, тревожит и успокаивает душу, просветляет ее. Встреча с произведением искусства меняет человека, облагораживает. Сочетание произведений архитектуры с природой — ландшафтным рельефом создает образ пространства, — среду, в которой хочется быть долго. Среда города, будучи осуществленной архитектурой, является произведением градостроительного искусства. Сейчас архитектура перестала быть даже объектом суждений при решении градостроительных задач. Да и зачем, при полной замене архитектурного мышления на строительное? Это не одно и то же, и может находиться в непримиримом противоречии. Причем строительные объекты, говоря медицинским языком, становятся опухолями внутри архитектурного тела города. Нарушается естественный метаболизм в пространстве города: автомобильные пробки, загрязнение воздуха и т.д. Некомпетентность в градостроении сопровождается изощренной способностью в создании форм управления. Сложившаяся оценка действительности вошла настолько в наши умственные привычки, что любая идеология становится способом и поводом реализации этих привычек. Говоря о спасении пространства нашей жизни, спасении эстетического облика города, понимаем, что это возможно только средствами архитектуры. Ибо только она (архитектура) призвана разумно, человечно создавать объемами, их пространственным расположением ту среду, в которой хочется жить и работать. С удовольствием профессионально рассуждая о красоте, значимости и значительности архитектурных творений, их способности переживать времена, мы понимаем, что главным остается (было, есть и будет) понимание Времени, человекости в пространстве Бытия, частью которого (дискретом) является конкретное пространство, в котором мы живем здесь и сейчас. И в конечном счете наличие понимаемости человеческой данности — свойства осуществленного разума — является условием решений проблем и избавления от удушливой ситуации. Эстетическое освоение пространства, предоставленного нам природой, это пространство человеческой ответственности и относить себя к этому пространству может только нравственное интеллектуальное существо, которое в состоянии понимать именно нравственную ответственность. Узким местом проблемы остается градостроительство. Город исторически переживает «многия времена». В нем могут разрушаться и строиться новые здания. Но как пространство жизни, город сродни вечности. И если физически временное существо, но вечное в духе, не в состоянии понять, что есть достоинство ответственности (за город), то может ли это существо называться человеком? Ответственность за пространство города несет прежде всего архитектор — человек, профессия которого, а точнее способ жизни, принадлежит людям — гражданам. Являясь гражданином, архитектор призван определять все, что связано с организацией — созданием пространства. Это его гражданское, профессиональное право и обязанность. И если кто-либо в силу должностных полномочий (чиновник) нарушает право архитектуры (вневременной данности), то нарушителя можно считать не соответствующим своими человеческими качествами должности. Отсюда вывод: интеллектуальный непрофессионализм при существовании решений подавляющим большинством — весьма опасное для социального здоровья обстоятельство. Интеллектуальный непрофессионализм должен быть определен законодательно (т.е. назван). Предотвращение в средообразовании некомпетентности, (а не борьба с нею) — вот смысл нормативных актов, цель которых восстановление права и возможностей архитектуры: в создании удобного для жизни пространства. Во главе Градостроения должно быть архитектурное сообщество и нормативная база соответствовать высокому предназначению архитектуры. ( Москва, 14 июля 2014г. )
![]()
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Любое использование материалов (целиком или частично), представленных на этом сайте, запрещено без письменного разрешения автора. © Леонид Тазьба |
![]() ![]() |