Смотреть... на созданное >>> << Читать... написанное Наверх О сайте...
/ Статьи: / ...

РЕЙТИНГ ХУДОЖНИКОВ И ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА

       Еще десять лет тому назад трудно было представить, что на выставках рядом с произведениями искусства будут вывешены цены, и картины и скульптуры можно будет купить прямо с выставки. Теперь это так. И встал вопрос защиты интересов как художника, так и покупателя от недобросовестной сделки.

       Профсоюзом художников создан Рейтинговый Центр, где коллегиально, специалистами определяется рейтинг авторов произведений. В свою очередь, это потребовало определения и уточнения понятий, прежде всего таких ключевых, как культура и искусство.
       Полагаю, что читателям будет полезен небольшой экскурс в современное философское понимание этих важнейших категорий.

       Искусство — одно из условий сознательной жизни (бытия), противостоит формализациям культуры и в сопоставлении с ними участвует в  оциализации и окультуривании человечества. Но более всего искусство выступает как защита от культурных идеологических крайностей.

       Культура — сфера идеологических представлений, где массовость определяется степенью упрощенности понимания бытийных условий жизни. Таким образом, культура в высшей степени формальна по отношению к бытию.

       И если культура создает определенно направленный стереотип мышления, то искусство как конкретный феномен проявления (репрезентации) сознания положительно влияет на культуру.
       К искусству практически неприменимо понятие развитости, так как осознанное бытие как предмет искусства — условие любого исполнения. Фактором, определяющим систему ценностей, здесь является способ духовной жизни того, что изображается. Смысл искусства, его высота и глубина не только в индивидуализации творчества, но в нахождении способа воспроизведения бытия в его неповторимости.
       Культура может механически воспроизводиться (повторяться) в индивидах при нулевом уровне сознания. Отсюда термин — массовая культура.
       Искусство не повторяется. То, что называется массовым искусством — не искусство, а всего лишь вид культурной деятельности.

       Искусство — это то, что утверждает нас внутри нас, в нашем сознании, при виде подлинного произведения.

       Рейтинговый Центр в своей работе постоянно ориентируется прежде всего на духовно-нравственное значение искусства. Философские категории искусства и культуры нашли практическое отражение в категориях «А» и «В». Рейтинговая категория «А» характеризует художника прежде всего как творца произведений искусства, категория «В» констатирует прежде всего явление культуры.


*    *    *


       Выход 2-го издания рейтинга — факт необходимости рейтинга в системе гражданских отношений. Для подтверждения экзотерического значения рейтинга (открытого для широчайшего круга лиц) сопоставимы два способа определения значения человеческого достоинства творческой личности.
       В царской России достоинство человека определялось не столько внутренними качествами, сколько чином. Чинопроизводство высочайше определяло порядок и условия отношения человека к жизни. Причем была великая путаница: социально присваиваемый ранг очень часто не совпадал с реальным человеческим достоинством, независимо от которого «одни едали на серебре, другие — на золоте».
       Ханжество и унижение всегда рядом.

       Великий русский язык — наш постоянный помощник. Вот и сейчас, вдумаемся: что такое «рядовой гражданин»? Значит, есть, кроме рядовых граждан, еще и граждане-офицеры, граждане-генералы и т.д., то есть нерядовые. Вот именно: спутали штатскую жизнь с армией. Но это у нас в крови, с царских времен: борьба за звания, должность — это борьба за место под солнцем.
       Государь для интеллигенции (художников, артистов, инженеров и т.д.) ввел звание «почетный гражданин». (Отметим, что дворяне, строго говоря, были феодалами. Насчитывалось их не более 10 % от населения России. Все дворяне являлись прямыми вассалами «хозяина земли Русской», «царя-батюшки» — императора. Тут уж без «табели о рангах» было не обойтись).
       В то же время наряду с выходцами из разных сословий, почетными гражданами становились и лица дворянского звания. В первую очередь, писатели. И с соизволения царя П.А. Столыпин начал создавать граждан-крестьян, но феодалы не дали довести дело до конца.

       Царю не пришло в голову ввести чинопроизводство для интеллигенции, хотя всех считал своими подданными. Единственно, присваивал звание «почетный гражданин». А некоторым иногда — дворянское звание. И все.

       Россия двигалась к гражданскому обществу. Но помешал Октябрь.
       Большевики остановили это движение. Они сами стали определять спрос и предложение на все, в том числе на произведения искусства. Уничтожили возможность покупать произведения кем бы то ни было, кроме государства. Ввели в социальный оборот то, до чего не додумался государь: институт "более равных среди равных", т.е. чинопроизводство для творческой интеллигенции, в том числе художественной. Так появились: «заслуженные работники культуры», «заслуженные художники», «народные художники», «заслуженные деятели искусств».
       Большевики культивировали «верных помощников». Заметим, звание «народный художник» и звание «враг народа» присваивала одна и та же руководящая и направляющая сила — начальство. Регулировали, так сказать, солнечный свет для каждого.
       Впрочем, звание «академик» в советские времена никогда не подвергалось сомнению. И до писателей рука не дотянулась. Нет у них званий. Только авторское гражданское достоинство и народная любовь (правда, не у всех). И слава Богу.

       В последней трети XIX века выдающиеся художники без всяких званий создали Артель для продажи своих произведений. Их личное и творческое достоинство (рейтинг) определяли покупатели, ценители искусства, независимо от царя и прочих власть имущих. С покупателем художники были напрямую связаны договором, и в этих отношениях не было места для ханжества. Это были подлинно гражданские отношения владельцев интеллектуальной собственности с покупателями. Позже эти художники создали «Товарищество передвижных выставок».


*    *    *


       Исходя из этого сопоставления, видно, что публикуемый рейтинг — это инструмент осознания субъектно/объектного единства («художник/произведение») — феномена искусства вне политико-экономической и конкретно-социальной целесообразности. Субъектно/объектное единство является материалом определенного мышления и материалом для понимания рейтинга, содержание которого не мыслится без осознаваемости. «Художник/произведение» не определяется здесь с позиций исторического времени, но значится как константа бытия.
       Поэтому как способ духовного бытия того, что изображается, произведения любых времен (от первобытных до современных) рассматриваются одновременно (онтологически).

       Рефлексия здесь является способом понимания и способом употребления осознанных терминов и понятий как универсальных значений. Таким образом появилась возможность понять онтологически «работу» культуры и «работу» искусства.
       В рейтинге феномен искусства значится как факт осознанного бытия, рассматриваемого с позиции отрефлексированного онтологизирующего сознания, покрывающего любые названные и самоназванные школы и направления в непреходящем состоянии «здесь и сейчас».

       Рейтинг — это возможность для каждого осознанно понять в трансцендентальном значении место (топос) объекта «художник/произведение» в пространстве человеческого бытия.
       Осуществленный подход полагает равноуважительное отношение к пониманию и непониманию.
       Ответственная заинтересованность в самопознании человека в отношении к искусству и культуре (как условие свободы) открывает каждому возможность проявления себя в ситуации "зритель — произведение искусства".


«Рейтинг современных художников» выпуск 2, Москва, август 2000г. )


Статьи:
Послать электронное письмо...
Любое использование материалов (целиком или частично), представленных на этом сайте,
запрещено без письменного разрешения автора. © Леонид Тазьба
увидеть УРА!дизайн...